01-Jul-2006: От первого пожаротушителя к современным пожарным поездам

Таково направление эволюции пожарной техники за полтора века развития железнодорожного транспорта России. Об истории ее производства, уровне современного развития и работе в условиях чрезвычайных ситуаций рассказывает начальник управления ведомственной охраны МПС России В.А. Букреев.



Не так давно железнодорожный транспорт России отмечал два юбилея: сто пятьдесят лет магистрали "Санкт-Петербург- Москва" и столетие Транссиба. За эти годы техническая оснащенность железных дорог страны выросла неимоверно. Но вместе с техническим прогрессом росла и опасность пожаров, угрожающих жизни пассажиров, сохранности грузов и подвижного состава железнодорожного транспорта.

* * *
Как только пассажирские и грузовые перевозки в России обрели массовый характер, Министерству путей сообщения страны, руководству казенных и частных железных дорог, стало ясно: в пути следования поездам, особенно за пределами населенных пунктов, на организованную помощь в ликвидации пожара в подвижном составе рассчитывать не придется. Первые паровозы работали на твердом топливе и искрили, а из их топок выбрасывался раскаленный шлак. К тому же опасность пожара усугублялась еще и тем, что железные дороги проходили через поля, луга и леса, а нормативов по ширине полосы отвода еще не было.

Первые шаги на пути обеспечения противопожарной защиты подвижного состава железных дорог сводились к внедрению на нем имеющейся тогда пожарной техники: огнетушителей, багров, ломов, топоров, ведер, а на стационарных объектах - ручных пожарных насосов. Позже на паровозах стали применяться паровые насосы, а с 1862 года - инжекторы, к которым привинчивались пожарные рукава с брандспойтом (пожарным стволом). Организация тушения возлагалась на локомотивные и поездные бригады.

Серьезным шагом вперед стало изобретение пожаротушителя, описание и рисунки (фигуры) которого приводятся В.А. Лебедевым в книге, изданной в 1870 году в Санкт-Петербурге. Применение пожаротушителя позволяло увеличить дальность подачи воды по пожарным рукавам от одного-пяти паровозов через магистральные рукавные линии к пожаротушителю, а от него - через одну рабочую рукавную линию - к месту пожара или к паровозу, непосредственно осуществляющему подачу воды. Цель этого изобретения сводилась к тому, чтобы увеличить расход воды и дальность ее транспортировки по пожарным рукавам за счет повышения давления, которое могли создать 1-5 паровозов посредством одновременной работы своих инжекторов.

Правда, эффективно применить пожаротушитель можно было только в пределах станций и железнодорожных мастерских, где одновременно могли оказаться несколько паровозов. А на перегоне в степи, в лесу, в поле, где чаще всего реально мог находиться лишь один паровоз, его эффективность была значительно ниже. Кроме того, эффективность снижалась также из-за небольшого количества воды в тендере и пара в котле паровоза.

Разумеется, при необходимости и незначительных расстояниях на помощь перегонному паровозу могли быть направлены паровозы с соседних станций. При наличии пара в котле и воды в тендере паровоза, а также соответствующем обучении паровозной прислуги применение пожаротушителя позволяло через 10 минут начать подавать воду в пожарный рукав от одного паровоза с расходом не менее 4 куб. фута в секунду или 113,26 литра в секунду. Два паровоза соответственно могли увеличить этот объем вдвое.

При наличии достаточного количества пожарных рукавов применение пожаротушителя позволяло тушить пожары водой по всей длине грузового или пассажирского поезда.

В 1921 году, в соответствии с Постановлением Совета Труда и Обороны, на железных дорогах в пределах 7 районов РСФСР, объединявших по 5-6 губерний, были организованы пожарные поезда. Они стояли на боевом расчете с 15 мая по 1 ноября 1921 г. в Москве, Бологое, Вологде, Смоленске, Курске, Самаре и Екатеринбурге. Эти поезда были оборудованы паровыми насосами, необходимым пожарно-техническим вооружением и инструментом.

С этого момента началась эпоха создания пожарных поездов на железнодорожном транспорте. Так, например, уже в 1927 году на Мурманской железной дороге (ныне Октябрьской) был издан приказ "О введении в действие Положения о пожарных поездах". В этом Положении содержался проект пожарного поезда на базе американского вагона. В ведомости предметов оборудования принадлежностей и материалов этого типа пожарного поезда предусматривались паровая машина или мотопомпа, 2 бака для воды общей емкостью 1500 ведер, 1000 метров пожарных рукавов и другое пожарно-техническое вооружение.

Современные пожарные поезда - техника многофункционального назначения. В качестве особых подразделений они входят в состав ведомственной охраны МПС России. На охране объектов и подвижного состава железных дорог России от пожаров сегодня состоят:

- специализированные пожарные поезда 1-й категории с повышенными тактико-техническими возможностями, способные предотвращать утечку и осуществлять перекачку легковоспламеняющихся и горючих жидкостей, выполнять задачи по тушению пожаров и проведению связанных с ними аварийно-спасательных работ;

- пожарные поезда 2 категории, способные выполнять задачи по тушению пожаров и участвовать в ликвидации аварийных ситуаций, связанных с пожарами.

Каждый из пожарных поездов указанных категорий имеет на вооружении две стационарные и одну переносную мотопомпы, переносную электростанцию, до 1,5 км пожарных рукавов, от 5 до 10 тонн пенообразователя и 100-150 куб. м. воды. На каждом обслуживаемом пожарным поездом участке определены пункты заправки его цистерн-водохранилищ водой. А на тот случай, когда при выезде на пожар указанного количества воды для тушения может оказаться недостаточно, предусмотрен порядок подвоза воды цистернами рабочего парка.

Для забора воды из цистерн рабочего парка каждый поезд оснащен соответствующим прибором. Для улучшения смачивающей способности воды при тушении применяется пенообразователь. Поэтому в пожарных поездах имеются стволы пены средней кратности или установка комбинированного тушения пожара "Пурга".

В боевом расчете большинства пожарных поездов созданы звенья газодымозащитной службы, на вооружение которых поступили или поступают аппараты сжатого воздуха, позволяющие осуществлять тушение пожаров и проводить аварийно-спасательные работы в зоне, не пригодной для дыхания. Для вскрытия металлических конструкций вагонов и контейнеров многие пожарные поезда оснащены и продолжают оснащаться аварийно-спасательным инструментом типа "Эконт".

Система аварийной разгрузки (САР) вагон-перекачивающей станции пожарного поезда 1-й категории позволяет перекачивать нефтепродукты из поврежденной цистерны в исправную, с учетом вязкости нефтепродукта, в течение 15-30 минут.

Если первое место по охране городов, населенных пунктов и объектов по праву принадлежит пожарным подразделениям ГПС МЧС России, то второе, бесспорно, - пожарным поездам ведомственной охраны МПС России. Не зря же Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 1996 года № 924 пожарные поезда МПС России отнесены к силам и средствам единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Вопросы пожарной безопасности, содержание пожарных поездов в постоянной боевой готовности являются составной частью безопасности движения железнодорожного транспорта. Поэтому и сейчас, в период структурной реформы железнодорожного транспорта и преобразования структуры Управления ведомственной охраной Министерства путей сообщения Российской Федерации, вопрос сохранения пожарных поездов, повышения их тактико-технических возможностей и боевой готовности остается крайне актуальным.

Это убедительно подтверждают среднестатистические данные за 2002 год и первое полугодие текущего года. Так, например, пожарными поездами и автомобилями российских железных дорог в 2002 году совершено 2383 выезда на тушение различных пожаров и ликвидацию чрезвычайных ситуаций на железнодорожных и нежелезнодорожных объектах, в лесах и торфяниках. В среднем это составляет 6,53 выезда в день. Аналогично в первом полугодии 2003 года пожарными поездами совершено 924 выезда или 5 выездов в день.

Один из последних примеров - пожар 30-31 августа этого года на наливном танкере (загрузка 2000 тонн нефти) "Виктория", находившемся в 500 м. от железнодорожного полотна, в речном порту г. Октябрьска. В тушении пожара и подаче воды приняли участие пожарный поезд ст. Сызрань и пожарный поезд ст. Самара. Пожару была присвоена высшая категория сложности, а на его тушение было израсходовано 360 тонн воды и 8 тонн пенообразователя.

Актуальность сохранения пожарных поездов подтверждается и наличием большого количества опасных грузов, которые ежедневно перевозятся по железным дорогам страны. При этом надо учитывать, что железнодорожные пути проходят не только по населенным пунктам, но и по лесной, болотистой и горной местности. Пожарные подразделения Государственной противопожарной службы МЧС России расположены преимущественно в крупных населенных пунктах. Радиус их выезда ограничен наличием благоустроенных шоссейных и грунтовых дорог. А в зимнее время - еще и наличием снегоочистительной техники.

В отличие от них пожарные поезда в условиях пожаров и других чрезвычайных ситуаций могут свободно перемещаться по железнодорожным путям независимо от пересекаемой ими местности. А для борьбы со снежными заносами железнодорожный транспорт оснащен специальной снегоочистительной техникой.

* * *

Для успешной работы пожарных подразделений при тушении пожаров на стационарных объектах и подвижном составе Управлением ведомственной охраны МПС России совместно с Всероссийским научно-исследовательским институтом (ВНИЖТ) и специалистами Гипротранстэи, ВНИИПО МВД России в 2001 году подготовлено, согласовано с Главным Управлением государственной противопожарной службы и издано тиражом 3000 экземпляров "Руководство по тушению пожаров на железнодорожном транспорте".

* * *

В Руководстве освещены основные тактические вопросы ликвидации пожаров в подвижном составе и на объектах железнодорожного транспорта, существенное значение при этом также отводится пожарным поездам. А при тушении пожаров и ликвидации чрезвычайных ситуаций с опасными грузами первостепенное значение отводится специализированным пожарным поездам 1 категории с повышенными тактико-техническими возможностями.

Следует отметить положительную работу по созданию специализированных пожарных поездов 1 категории с повышенными тактико-техническими возможностями, позволяющими предотвращать течь или перекачку легковоспламеняющихся жидкостей, осуществлять нейтрализацию просыпанных или пролитых опасных грузов руководства Московской, Юго-Восточной, Горьковской, Приволжской, Южно-Уральской и Западно-Сибирской железных дорог.

А вот Октябрьская, Красноярская, Восточно-Сибирская и Северо-Кавказская железные дороги в этом вопросе "не дорабатывают". Хотя важность создания специализированных пожарных поездов первой категории бесспорна. Без них система безопасности железнодорожного транспорта России не будет надежной и эффективной.

Спецраздел: подд в Москве.