17-Oct-2006: Страховой случай. Как быть?

Если верить статистике, пожары в Москве случаются каждые 30 минут, 70% из них происходит в жилых домах. И это только пожары. Кроме них причиной серьезных материальных потерь могут стать кражи, небрежность соседей, несчастные случаи, чрезвычайные происшествия. Как известно, все, что может случиться – случается неожиданно. Если Ваше имущество застраховано – главное не растеряться и следовать нашей инструкции.

Если виноват случай

Если Ваше имущество повреждено или полностью уничтожено в результате чрезвычайного происшествия или действий третьих лиц – главное, как в любой экстренной ситуации, не впадать в панику. Как только Вы обнаружили, что с Вашей квартирой случилось нечто непредвиденное – ничего не трогайте. В зависимости от характера события, вызвавшего причинение ущерба застрахованному имуществу, немедленно обратитесь в организации, уполномоченные проводить расследования таких событий, а именно:

- в органы внутренних дел – в случае противоправных действий третьих лиц;

- в органы гидрометеослужбы, МЧС, а при их отсутствии в исполнительные органы местной администрации – в случае стихийного бедствия;

- в органы Государственного пожарного надзора – в случае пожара;

- в соответствующие органы аварийной службы – в случае взрыва газа;

- в соответствующие жилищно-эксплуатационные организации – в случае аварии в системах водоснабжения, отопления, канализации (при их наличии);

- в органы ГИБДД - в случае наезда транспортных средств.

Гарантия быстрого и максимально полного возмещения ущерба по страховому полису – максимальное количество документально подтвержденной информации. Постарайтесь найти свидетелей происшествия (вероятнее всего это будут Ваши соседи) записать их показания. Узнайте их адрес и контактный телефон. Чем большее количество людей смогут подтвердить, что же именно произошло – тем проще страховой компании принять решение о выплате страховой суммы. В спорных ситуациях Вам могут помочь любые фото и видеозаписи, сделанные до приезда экспертов, пусть даже на мобильный телефон.

После осмотра места происшествия экспертами, не забудьте взять результаты экспертизы и перечень поврежденного или утраченного имущества, а также акт, подтверждающий, что ущерб Вам действительно причинен.

Сообщить о случившемся в страховую компанию можно по телефону в течение суток после того, как Вы узнали о происшествии. Но чем быстрее Вы это сделаете – тем лучше. При этом не важно, когда в действительности произошла, например, кража. Если Вы были в отпуске или в длительной командировке и узнали об этом по приезде, у Вас все еще есть сутки для звонка страховщику. Аналогично, не стоит переживать, если арендатор сообщил о причиненном Вашей квартире ущербе позже, чем это случилось. У Вас есть все те же 24 часа. После осмотра места происшествия представителем страховой компании, у Вас есть в среднем от 3 до 5 дней на подачу письменного заявления на возмещение ущерба.

Для возмещения ущерба страховой компанией, кроме письменного заявления, от Вас потребуются документы, подтверждающие Вашу личность, Ваши права на недвижимое имущество (свидетельство о праве собственности на квартиру, если вы являетесь собственником либо выписку из домовой книги или копию лицевого счёта, если квартира находится в муниципальной собственности), заключения компетентных органов. Любая страховая компания может запросить и дополнительные документы, в зависимости от конкретных обстоятельств и вида страхования. Например, если пострадал загородный дом, потребуются документы, подтверждающие собственность на землю.

Если виноваты Вы

Бывает и так, что вред чужому имуществу или здоровью причинен по Вашей вине. Если, вернувшись домой, Вы обнаружили, что поставленный совсем недавно новый полотенцесушитель прорвало, и Вы как минимум затопили соседей снизу – первое, что надо попытаться сделать – уменьшить ущерб. Заткнуть течь подручными средствами, вызвать специалиста из ЖЭК, перекрыть краны. Если Вам предъявят требования по возмещению ущерба, нужно, не откладывая на завтра, сообщить о случившемся в Вашу страховую компанию и компетентные органы (ЖЭК, аварийную или пожарную службу). Как и в предыдущем варианте, письменное заявление страховщику нужно предоставить в течение 3-5 дней. Постарайтесь, чтобы соседи, которые пострадали из-за Вас, не обращались в суд до рассмотрения их требований Страховой компанией. Если это все же произошло, сообщите об этом Вашей страховой компании и обеспечьте возможность участия в судебном процессе на стороне ответчика. Помните, что Вы не должны признавать без согласия страховой компании требования, связанные со страховым случаем, принимать на себя какие-либо обязательства по урегулированию таких требований, а также возмещать убытки.

Попросите у потерпевшей стороны составить требования о возмещении ущерба в письменном виде. На протяжении расследования страхового случая Ваша страховая компания может просить Вас направлять потерпевшему письменные запросы о предоставлении необходимых документов.

Примерный список документов, необходимых для получения страхового возмещения:

- страховой полис;

- документы, подтверждающие Вашу личность (гражданский паспорт, удостоверение личности для военнослужащих);

- документы, устанавливающие наличие и форму Вашей вины в причинении вреда и причинную связь между Вашими действиями и причиненным вредом (все имеющиеся у Вас документы, полученные в компетентных органах и организациях, акты судебных органов (при рассмотрении дела в суде), копия постановления о возбуждении или об отказе в возбуждении уголовного дела по факту причинения вреда (в случае, если в расследовании фактов причинения вреда принимали участие органы МВД, прокуратуры и других правоохранительных органов);

- документы, подтверждающие размеры сумм, подлежащих возмещению потерпевшим лицам, и расходы на ведение дел в суде;

- заявление на возмещение ущерба.

Если при эксплуатации имущества причинен вред здоровью или (не дай Бог!) жизни третьих лиц, могут потребоваться следующие документы:

- документы из лечебного учреждения, подписанные главным врачом, или заключение бюро медико-социальной экспертизы, устанавливающие степень утраты трудоспособности потерпевшим лицом (в случае причинения вреда здоровью физического лица);

- свидетельство о смерти (в случае смерти потерпевшего);

- справка об утрате заработка (дохода) и дополнительных расходах потерпевшего лица в связи с повреждением здоровья;

- справка о составе семьи и заработке (доходе) потерпевшего в случае его смерти;

- документы, подтверждающие права лица, предъявившего требование о возмещении вреда, на возмещение вреда (в случае смерти потерпевшего)

В этом случае, как и в случае причинения вреда Вашему имуществу, не помешают свидетельские показания, фото и видео материалы, любые дополнительные документы, которые помогут страховой компании быстрее разобраться во всех тонкостях происшествия.

Если страховой случай наступил, единственное, что может принести хоть какое-то облегчение – сроки выплаты компенсации. После предоставления всех необходимых документов, ущерб будет возмещен в течение 5-15 дней. Надо признать, что это гораздо более оперативно, чем выплаты по КАСКО или ОСАГО. Если Вам необоснованно отказали в выплате, или сумма компенсации серьезно расходится с обещаниями, указанными в полисе, можно направить досудебную претензию в компанию и федеральную службу страхового надзора (ФСНН). Следующим шагом может быть исковое заявление в суд.

Что бы ни случилось, самое главное представить страховой компании наиболее полную картину происшествия. Вовремя собранные документы, своевременное обращение за помощью и вызов представителя страховщика, любая дополнительная информация и соблюдение всех остальных правил, указанных на Вашем полисе – все это поможет Вам компенсировать пусть не моральный, но хотя бы материальный ущерб.

Мы надеемся, что эта статья поможет Вам при наступлении страхового случая, но искренне желаем, чтобы такой случай не произошел.